Ерошенко Светлана Витальевна, воспитатель I категории

Консультация для родителей подготовительной группы в детском саду «Основы казачьего семейного воспитания»

 Во все времена семья играла особую роль в жизни человека, предопределяла становление его личности, являясь транслятором фундаментальных ценностей от поколения к поколению, осуществляя связь индивида, общества и государства. На характер семейного воспитания изначально существенное влияние оказывали кубанские традиции и опыт народной жизни по формированию личности казачат.

Семейное воспитание – это особая область комплексного воздействия на процесс становления личности в природно-социокультурной среде, управляемая со стороны социума. Ее составляют материальные, духовно-нравственные ценности, образ жизни и мышления, традиции и вера в их локальном варианте, вписанные в общечеловеческий культурный контекст.

Ключевыми средствами воспитания в семье служили труд, военно-спортивные и праздничные мероприятия, учение. Многие специфические, присущие только казачеству методы и приемы воспитания, передаваясь из поколения в поколение, становились традициями. Они строго регламентировали поведение всех членов семьи и сообщества, поддерживая тем самым внутригрупповую сплоченность и обеспечивая высокий уровень самоорганизации.
Кубанские казачьи семьи были глубоко патриархальны, однако отношения в них носили чаще «мягкий», нежели деспотичный характер. Разводы не только не поощрялись, но и серьезно осуждались. Большим уважением в семьях казаков пользовались старики. К их мнению прислушивались, их совета спрашивали в самые трудные минуты.
Семейная педагогика Кубанского казачества ориентирована на формирование в личности казака, прежде всего, воина, пограничника, защитника, дипломата, ввиду выполнения военно-государственной службы, а затем семьянина, труженика, гражданина. Воспитание в казачьих семьях строилось на принципах «Домостроя», что предполагало безусловный авторитет отца или старшего казака и являлось, таким образом, определенным использованием принципа позитивного авторитаризма.

С историей казачества дети знакомились в семье, где передавались от старших примеры ратных подвигов. Главный девиз казаков: «За Веру, Царя и Отечество» был определяющим в воспитании казака с детских лет. Казак считал: «Без догляду и дети не растут». В казачьих семьях радовались рождению будущего казака: « Сын – зернышко, а дочь – полова, ветер дунет – от дома улетит». В беседе, в рассказах, действиях казак передавал свой жизненный опыт, уклад всей казачьей жизни сыновьям. Все секреты, от военных до бытовых, казаки передавали детям. А казачью форму готовили сыну задолго до посвящения в казаки. В семье царил культ казачьей формы, которую одевали по праздникам и в строю. На войсковые празднества, сходы и другие важные мероприятия, проходившие в Екатеринодаре, непременно приглашали смышленых мальчиков от всех казачьих поселений края, с тем, чтобы эти события были запечатлены в их детском сознании. Они передавали все увиденное своим детям. Так и ковалась эта живая цепочка казачьей жизни, культуры.


17 мая 2022 в 11:30

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.