Ерошенко Светлана Витальевна, воспитатель I категории
Памятка родителям будущих первоклассниковКогда начинать готовить ребенка к школе? Как лучше это делать? Чему и как учить? Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 5-6 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятельность. Единого для развития всех детей рецепта нет, да и быть не может: с одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учить "по минуточкам" сидеть и внимательно работать. Одно ясно, готовить ребенка к школе нужно; и все, чему вы научите ребенка сейчас, а главное, чему он научится сам, поможет ему быть успешным в школе. Для вас, заботливые родители, мы создали эту памятку, чтобы вы смогли воспользоваться некоторыми рекомендациями по подготовке ребенка к школе. От того, как пройдет первый учебный год, зависит многое в последующем обучении вашего ребенка. У многих взрослых бытует мнение: будто мы готовим детей к жизни. Нет, не готовим! Они уже живут! И эта жизнь полна сложностей, противоречий, испытаний. Скоро Ваш ребёнок переступит порог школы, что существенно изменит всю его привычную жизнь. Первый класс не должен лишить ребёнка радости и многообразия жизни. Что важно сделать перед школой? 1. Развивать мелкую моторику руки ребёнка. 2. Сформировать интерес к книге. 3. Приучить соблюдать режим дня. 4. Сформировать навыки самообслуживания, самостоятельности. Помните! Характер формируется до 3-х лет.До 7 лет идёт интенсивное интеллектуальное развитие ребёнка.Как родители могут помочь ребенку избежать некоторых трудностей 1. Организуйте распорядок дня: • стабильный режим дня; • сбалансированное питание; • полноценный сон; • прогулки на воздухе. 2. Развивайте самостоятельность у детей Проверьте, как эти навыки развиты у вашего ребёнка!
8. Умеет отдыхать, восстанавливать потраченную энергию. Через самостоятельность к организованности! 3. Формируйте у ребенка умения общаться: • обратите внимание на то, умеет ли ваш ребенок вступать в контакт с новым взрослым, с другими детьми, умеет ли он взаимодействовать, сотрудничать. 4. Уделите особое внимание развитию произвольности: • учите ребенка управлять своими желаниями, эмоциями, поступками. Он должен уметь подчиняться правилам поведения, выполнять действия по образцу. 5. Ежедневно занимайтесь интеллектуальным развитием ребенка: • во время прогулок наблюдайте изменения в природе. Обращайте внимания на различные явления природы (дождь, снег, радуга, листопад, туман, ветер, тучи, буря, рассвет, закат); • выучите названия времен года. Тренируйте умения определять время года на улице и картинках; • используя лото и книги, учите с ребенком названия животных, растений, предметов быта, школьных принадлежностей, определяйте их особенности и назначение. • развивайте связную речь детей. Учите пересказывать сказки, содержания мультфильмов, детских кинофильмов; • составляйте рассказы по картинкам; следите за правильным произношением и дикцией детей. Проговаривайте скороговорки; • можно заниматься с ребенком звуковым анализом простых слов (дом, лес, шар, суп). Научите находить слова имеющие, например, звук «л». • знакомьте ребенка с буквами и их печатным изображением, а так же звуком, обозначающим конкретную букву; • научите ребенка различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сравнивать и различать предметы по величине (больший, меньший) и цвету; • научите ребенка считать до 10 и обратно, сравнивать количество предметов (больше, меньше, столько же). Познакомьте с изображением цифр (не надо учить их писать, только знать); • научите определять положение предметов на плоскости, знать слова, обозначающие местоположение, и правильно понимать их значения: впереди, сзади, справа, слева, сверху, над, под, за, перед. Внимание! Ребенок 5-6 лет не может работать долго, 10-15 минут - временной предел, а потом он должен отдохнуть, отвлечься. Поэтому все занятия должны быть рассчитаны на 10-15 минут 6. Тренируйте руку ребенка: • развитию мелкой моторики руки ребенка помогут рисование, штриховка, раскрашивание небольших поверхностей, нанизывание бусинок, пуговиц, лепка, определение вслепую формы предметов (сначала самых простых, потом можно усложнять), игры с мелкими предметами (мозаика). Внимание! При выполнении любых письменных заданий следите за правильным положением ручки (карандаша), тетради, позой школьника! Рука не должна быть сильно напряжена, а пальцы - чуть расслаблены. • копируйте фигуры. Это задание способствует развитию координации, умению правильно воспринимать фигуры, расположенные на плоскости листа, различать прямые, кривые, наклонные соблюдать соотношение штрихов и положения фигур между собой. Внимание! При выполнении графических заданий важны не быстрота, не количество сделанного, а точность выполнения - даже самых простых упражнений. Продолжительность работы - 3-5 минут, затем отдых, переключение и. если не надоело, еще 3-5 минут работы. Не переходите к следующим заданиям, если не освоено предыдущее, линии должны быть четкими, ровными, уверенными. На этапе подготовки: • избегайте чрезмерных требований к ребенку; • предоставляйте право на ошибку; • не думайте за ребёнка; • не перегружайте ребёнка; • не пропустите первые трудности и обратитесь к узким специалистам (логопед, психолог, физиолог, дефектолог, педиатр); • устраивайте ребенку маленькие праздники На заметку родителям! Первый год обучения будет самым ответственным в школьной жизни! 1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности. 2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность. 3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку. 4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением. 5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения. 6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека. 7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу. 8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге. 9. Учение – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий. Десять советов родителям будущих первоклассников Совет 1. Помните, что вы выбираете школу не для себя, а для вашего ребенка, поэтому попробуйте учесть все факторы, которые могут осложнить его обучение.
Советы психолога Памятка родителям первоклассника Первый класс для малыша – это время действительно глубоких перемен. И взрослым нужно стремиться всеми силами поддерживать своего ребенка.
Постарайтесь не разводиться и не переезжать в другое место в первые полгода привыкания ребенка к школе. Не приглашайте пожить компании шумных родственников, и не записывайте ребенка на множество дополнительных занятий, если только он не посещал их ранее. Помните, что в период привыкания у ребенка должен быть налаженный ритм жизни и должно быть место, где он может находиться, испытывая минимальное количество стрессов. И лучше, чтобы это был ваш дом!
От того, как пройдет утро, в большой степени зависит и день. Будите школьника спокойно, пусть первое, что он увидит, проснувшись, будет ваша улыбка. Не подгоняйте его, не дергайте по мелочам. Помните, что умение распланировать и рассчитать время – это пока еще ваша задача. Лучше вместе с ним соберите вещи с вечера, а с утра поднимите его на 20 минут пораньше, чтобы у всех был небольшой запас. И не забудьте про завтрак!
Расставаясь у дверей школы, не вспоминайте былые грехи и не предупреждайте, что «если еще раз» будет двойка или звонок от Марь Ивановны …. Лучше еще раз улыбнитесь и пожелайте ему удачи.
Ребенку тяжело высиживать положенное число уроков. По статистике у многих детей к концу года ухудшается самочувствие. Чтобы помочь ему правильно распределить нагрузку, старайтесь, чтобы он отдохнул в два раза больше, чем поработал. Не забывайте о спорте.
Постарайтесь в первый год обучения избежать группы продленного дня. Гораздо лучше, если школьник будет вторую половину дня проводить дома, а не в школе.
Ребенок пришел из школы, - не торопитесь приставать к нему с вопросами, дайте ему расслабиться. Если видите, что он огорчен, лучше позже в спокойной беседе попытайтесь узнать о причинах его беспокойства. Однако, если он возбужден и жаждет сам рассказать вам последние новости, даже не успев снять ботинки, - не прерывайте его, отложите дела и послушайте. Много времени это не займет.
Не стоит сразу по приходу ребенка из школы засаживать его за уроки. Дайте ему отдохнуть 2-3 часа или, если это возможно, попытайтесь организовать ребенку 1,5 часовой дневной сон. Когда ребенок делает уроки, не стойте у него над душой. Пусть делает их сам! Ваша дело помощь, а не выполнение.
Если к вам поступила жалоба от учителя, не торопитесь ругать ребенка. Мы взрослые люди и прекрасно знаем, что педагоги бывают разные и не всегда они дают объективную информацию. Выслушайте учителя и ребенка (отдельно друг от друга), и уже потом, поняв ситуацию, принимайте решение. По любому лучше разговаривать с ребенком на остывшую голову.
Как и раньше очень важно решать детские вопросы без самого ребенка. Возможно, папа был троечником и хулиганом, а мама отличницей. Но не стоит выяснять, что лучше на глазах у своего чада. Лучше выработайте единую тактику общения с ним всех членов семьи. Все разногласия должны быть оставлены за дверью.
Знайте, - в течение учебного года есть несколько критических периодов, когда учиться заметно сложнее, и утомление у ребенка наступает гораздо быстрее. Это первые четыре недели учебного года, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул и середина третьей четверти.
И школьнику нужно внимание мамы и папы. Не забывайте выделять для него время, не обремененное домашними делами и просмотром телевизора. Собирайте конструкторы, рисуйте, гуляйте, читайте книжки, - делайте что хотите, но делайте это с удовольствием! И не забывайте, что даже большие детки любят, чтобы им почитали сказку, посидели с ними перед сном, обняли их и поцеловали. Все это помогает снять напряжение после долгого «рабочего дня» 16 сентября 2021 в 15:55
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.